3 Онеги и 2 Пинеги,

или отчет о поездке по маршруту

Москва – Вологда – Каргополь – Онега – Архангельск - Малые Карелы –

Пинежский заповедник – Архангельск – Вологда – Москва (июнь 2005)

Автор: Иван Загайнов, aka Ivan(099i)

 

 

Сборы были недолгими. Даже выезжая с дачи, я весьма смутно представлял маршрут в целом и несколько сомневался в осуществимости этой безумной затеи на своем ВАЗ 21099. К началу поездки на одометре было около 103 тыс. км. Экипаж всего 2 человека. Друзья не захотели поехать с нами в это непростое путешествие – а может, просто испугались? Из подготовки к поездке стоит отметить, что я кое-что поменял в машине: ремень ГРМ, шаровые (пришел срок), термостат (ну, грелась она у меня чересчур), колодки с тормозными дисками, вымыл всю машину и моторный отсек (чтоб было приятней ковыряться в нём, если что), взял вторую запаску, ибо предполагал, что будет много грунтовых дорог. Закупили продуктов на полторы тыщи – и не зря: тратить время на поиски воды, пива, печенья, чипсов и т.п. в пути – слишком расточительно.

Гостиниц не бронировали, ибо точного плана поездки не было. На сотовом активировали роуминг. В Билайне для этого достаточно положить 50 у.е. на счёт – и это тоже не лишний запас в дальних поездках. Просто для душевного спокойствия.

За рулём всю дорогу был я, а жена делала очень ценные путевые заметки, разбирая которые, я и пишу этот отчёт.

Итак, поехали...

 

24.06.2005, 1-й день пути

 

0000/08.26 Формат этих чисел: показания одометра и времени. Выехали с дачи (деревня Плоски, Тверская обл).

0006/08.35 Конаково. Пробки! С ума можно сойти... москвичи своим присутствием и здесь уже устроили... мда. Подождали до открытия аптеки, а заодно купили на рынке всё то, чего недоставало для полноценного отпуска.

0016/09.17 Выезд из Конаково. Отвратительный асфальт, да и машин что-то многовато... вроде в пятницу утром сюда дачники ещё не должны были добраться...

0041/09.32 Выехали из Тверской области... в Московскую. Да, чтобы выехать на М8, от этого никуда не денешься. До парома в Дубне хороший асфальт, под конец и вовсе на «отлично». Машин практически нет.

Тут стоит сделать небольшое замечание: говоря о качестве дорог и их загруженности следует делать поправку на регион. То, что для Москвы является асфальтом среднего качества – для Архангельской области будет считаться попросту автобаном. Я постарался по возможности давать везде объективную оценку качества дороги по 5-ти бальной шкале. Разумеется, что для грейдера и грунтовки своя шкала...

Паром через канал им. Москвы. Круглосуточный, перерыв с 13.00 до 13.30, с нас взяли 35 рублей.

0043/09.42 Останавливаемся на посту в Дубне (сами) , я отдаю оплаченную квитанцию на 50 рублей (месяц назад меня там оштрафовали за 75 км/ч), вежливый ИДПС желает нам счастливого пути :)

0071/09.59 Въехали в Дмитровский район. Периодически обгоняем машины, едущие почему-то кучками. В целом дорога свободная, асфальт на «5 с минусом».

0093/10.12 Дмитров. Попали в пробку! Что за напасть? Я ведь не для того собрался ехать к морю, чтоб в пробках постоять! Мне этой радости и в Москве хватает. Минут через 10 выбрались-таки на А108. Сложилось впечатление, что можно было выехать другим путём, покороче и посвободнее, но зато хоть с городом познакомились! На выезде из Дмитрова заправляемся. Полный бак, 95 по 15.40. Пытаюсь заодно починить указатель температуры двигателя. Где-то пропал контакт. Увы, безрезультатно. Едем дальше... и тут нас предупреждают о засаде гайцев, спасибо :)

0145/11.07 Повернули на Ярославль. Деревня Сватково, там белая церковь. Что-то к ней достраивают... очень своеобразная архитектура. Не останавливаемся, едем дальше. Хороший асфальт, свежий, на 5

0161/11.20 Ярославская обл. Сливаемся с М8, поток машин возрастает. В Лисавах опять засада, нас предупреждают. Спрятались за Никольской часовней. По-видимому, прикормленное место... Новое – и опять засада. Очень грамотно они тут прячутся, с другой стороны водителям их и не видно, предупредить не могут. Но мы удачно проскакиваем. В деревне восстановлена церковь, за исключением колокольни (денег не хватило?) Достаточно красиво, но мы же не на прогулке! Вперед, к дальним рубежам! В Глебовском идет реставрация. А вот и часовня Крест. Скоро Переславль, а значит небольшой привал :)

0202/11.53 Переславль-Залесский. По традиции уже сворачиваем к ботику Петра. Но музей нас не интересует, мы в нём бывали раньше. Не спеша завтракаем (наконец-то!) на берегу Плещеева озера бутербродами, огурчиками-помидорчиками и горячим кофе из термоса. Красота!

0211/12.40 Двинулись дальше в сторону Ярославля. В Троицкой слободе – белая, как снег, отреставрированная церковь. Дорога – отличный асфальт, но траффик большой, поэтому одной полосы здесь явно не хватает. Петровск (на карте обозначен ещё как Петровское) – теперь уже город? Церковь у кладбища, ничего необычного, дальше ещё одна, поинтереснее, но и её не удостоили вниманием.

0304/13.50 Доехали до Ростова. Останавливаемся, по традиции делаем панорамный снимок. Нашей целью был Спасо-Яковлевский монастырь, после посещения которого становится ясно, что на всех панорамах на переднем плане именно он, а не Ростовский кремль. Монастырь действующий, юбки для женщин и платки выдают на входе. Фотосъемка не сказать чтобы платная, но деньги берут как «пожертвование», висит ящичек – это чтоб налоги не платить, да? За 10 рублей с человека можно подняться на одну из башен монастыря, что мы непременно и сделали. При этом обязательно сопровождение экскурсоводом, так как башня находится на закрытой территории. Тут же экскурсовод по фамилии Митрофанов объяснил нам, что 10 рублей – это только плата за сопровождение, но он никак не может молчать: «ведь это же от сердца, от души». У нас от сердца ушло 150 рублей. У него – долгий и эмоциональный рассказ, который под конец нас даже утомил... За что мы ему были благодарны, так это за то, что показал нам церковь Иоанна Богослова 1687 г, сделанную из карельской сосны, которая вымачивалась в соленой воде. Это едва ли не единственный памятник деревянного зодчества в округе. В общем, Спасо-Яковлевский монастырь стоит посетить, красота необыкновенная, особенно впечатляет Яковлевская церковь с барельефами. Совет от Митрофанова: ехать стоит в конце июля, когда как раз расцветают те сотни видов цветов, что высажены во внутреннем дворике монастыря. Но и в конце июня впечатляет!

 

Едем к деревянной церкви Иоанна Богослова. По дороге фотографируем надпись на щите: «Киргизстан». Так вот он где, оказывается! Сворачиваем вправо на грунтовку, едем по ней около километра. А вот и церковь. Только подъехали, как на дороге показался мужичок-смотритель на велосипеде, который и пустил нас внутрь. Церковь производит очень хорошее впечатление, несмотря на то, что обшита снаружи тесом. Внутри – великолепно подогнанные бревна, без пакли, так что лезвие не проходит! И это делалось в те времена одним лишь топором, без гвоздей! Мужичок, хоть и просто сторож, а рассказал много интересного и познавательного. Церковь не действующая, но 2 раза в год службы проводят. Икон нет, после того, как церковь обокрали, остатки перевезли в Ростовский музей. Церковь для посещений открыта с 10 до 17, выходной день – среда. Фотосъемка – 30 рублей, билеты по 8, но мы отдали за все 100 «от души» за интересный рассказ. Но сторож, надо сказать, был вовсе не попрошайка, как экскурсовод Митрофанов ;)

  

В очередной раз убеждаемся, что Ростов – город красивый, но бедный, на улицах полно попрошаек, в том числе гайцев. Особенно часто их можно видеть на объездной, иногда по 2-3 засады. Будьте бдительны. Хоть и «объездная», а знаки «населенный пункт» стоят.

0295/14.53 Выехали из Ростова. С нетерпением ожидаем начало «Ярославского автобана». И тут на тебе: автоколонна раскорячилась в левой полосе. Штук 40 автобусов, в голове и хвосте – машины ДПС. В правой полосе – грузовики и фуры. Все тащатся километров 80 в час. Губернаторская программа «школьный автобус» в действии! За колонной скопилось машин ещё на пару километров. Кое-как прорываемся к голове, в основном по правому ряду и в местах примыканий дорог ;) В итоге прорвались и с писком резины ушли в отрыв :))) Кстати, «автобан» уже весьма раздолбан за последние годы, выше 4-ки за качество он не заслуживает!

0339/15.17 Ярославль. Ещё одна колонна из автобусов. Объезжаем через поток машин и... тут тоже пробки! Но вот и Макдональдс. Закупаемся на вечер едой и сразу же едем. Указатели на Вологду есть, следите за синими табличками! На выезде заправились на ТНК 95-й по 15.30, 14л вошло. Вообще, напугавшись рассказов в инете о том, что расстояния между заправками порой достигают сотен километров, я старался заправляться по возможности чаще, и по возможности на хороших заправках. Но откровенно плохого бензина мне не попалось нигде.

0362/15.58 Выехали из Ярославля. Объездная вокруг Данилова. Указатель «Даниловский Казанский женский монастырь». Храм из красного кирпича видно даже с объездной дороги. По дороге на Вологду каждые 3-5 км встречаются кафе с табличками «телефон», но мы не останавливались, Билайн работает. Качество дороги – 4 с минусом. После Пречистого – отличный, новый ровный асфальт.

0469/16.55 Въезжаем в Вологодскую область. На границе областей – ремонтные работы, оттуда и хороший асфальт. Вернее, тут он и кончается. Далее опять «на четвёрочку». А вот разметка очень даже грамотная, не «запрещающая», а скорее, «информирующая». К ней стоит присматриваться при обгонах.

0547/17.35 Вологда. Сразу после поста на въезде – засада гайцев. Скорость меряют. Знак 40 действует не только до поста, но и до первого пересечения, о чем мне и поведал ИДПС. Выписывая протокол-постановление на сумму 50 рублей, рассказал мне подробно, где найти книжные магазины. Меня настойчиво преследовала идея купить подробную карту Архангельской области, но её в местных магазинах не оказалось, зато купили подробную карту Вологды. Заселились в гостиницу «Рубцово», она же «Трактир на Питерской». Нам достался номер для новобрачных за 1500 рублей. По сравнению со Спасской (при звонке туда нас обрадовали на 2200 рублей) – вполне прилично. Недорогие номера (там есть и по 500) все были заняты. Один из них мы сразу же забронировали для остановки на обратном пути нашего маршрута. Перекусили и поехали смотреть город... да тут, похоже, тоже бывают часы пик и пробки! Впрочем, та, в которую попали мы, была вызвана ремонтом моста. Дороги в центре нормальные, но стоит съехать на одну из примыкающих – и это не город, а деревня! Грунтовка с ямами, ухабами, пыль, грязь...

Из особенностей местного движения: много светофоров, где есть стрелки направо, горящие отдельно. Весь город, поэтому, ездит исключительно по левому ряду, правый свободен. Зачем его делали? «Карманов» что ли мало? Хотя в целом тормозов на дороге тут меньше, чем в Москве. Особым шиком считается заехать далеко за стоп-линию и уехать на ещё горящий красный. Зато на мигающий зеленый встают как вкопанные :)

Заправились недалеко от гостиницы на Славнефти 95-м. 24 л по 15.20.

 

Кремль. Вход с 8.30 до 18.00, музеи с 9.00 до 17.00. Мы просочились в открытые ворота (хоть уже было почти 8 вечера), посмотрели внутри, дворик там совсем небольшой. В итоге нас выгнали, но мы и так уже успели все осмотреть и увековечить на память. Вокруг полное захолустье. Башенка на ограде за Софийским собором, а на ней дерево растёт. Колокольный звон напомнил, что уже 8 вечера. Погулять, тем не менее, решительно негде и небезопасно. Съездили к Спасо-Прилуцкому монастырю, расположенному в северной части города. Монастырь был основан в 1374 году Дмитрием Прилуцким. Монастырь действующий, на территории – множество каменных построек. К сожалению, стены монастыря высокие, поэтому попасть внутрь, когда он закрыт, не представляется возможным... А жаль – снаружи виден лишь шатёр от деревянной Успенской церкви 16 века. Вернулись в центр, панорамный вид на Кремль открывается с другого берега Вологды (реки). В сквере около реки прямо-таки толпы пьяных и пьющих. На каждом углу встречаются такие же «парочки». Город, похоже, потихоньку спивается... и все это на фоне таких замечательных исторических памятников! Эх, две беды в России, всё-таки две...

 

 

25.06.2005, 2-й день пути

 

0597/08.31 После отвратительного завтрака в гостинице (зря доплатили за второй) выехали в сторону Кириллова.  Постояли на переезде, хвост большой, видимо жители Вологды по выходным дома не сидят. :) Асфальт на твёрдую 4-ку, машин много. Примерно через 20 километров поток дачников сильно редеет, остаются лишь те, кто, как и мы, настроены на поиск приключений. В среднем, одна машина на километр. Скорость держат порядка 120. Мы старались ехать 130-140, ибо путь в этот день предстоял дальний. Конечным пунктом должно было стать Лекшмозеро, или даже Каргополь. По пути нам встретилось огромное озеро Кубенское по правую сторону от дороги. Размеры впечатляют даже из окна машины. В деревне Воздвиженка с дороги видно каменную белую церковь. Скоро ли начнутся деревянные культовые сооружения? Признаюсь, мы с женой оба питаем к ним определенную слабость, как и ко всяким старым развалинам. Нас обоих также привлекают природные красоты: долины рек, скалы, тайга. Собственно, это во многом и определило направление маршрута. А уж когда к этому прибавляется ночной загар на берегу Белого моря... стоп, я увлёкся, туда ещё нужно добраться! Проехали, сфотографировав с дороги, разрушенные церкви в Покровском и Сяме. Никольский Торжок – статуя какой-то тётеньки на обочине. Пересекли Северо-Двинский канал, над ним высокий мост, видать объект стратегического назначения! Для нас это значит, что скоро мы будем у цели. Первой целью был... нет, не Кирилло-Белозерский монастырь, как можно было бы подумать. Дело в том, что мы с женой уже бывали там дважды, плавая на теплоходах. На экскурсии там рассказывают и про Ферапонтов монастырь, что неподалеку, в 15 километрах от него. Но тогда туда экскурсий не было. Вот мы и решили восполнить этот пробел. На автобусных остановках виднеются надписи «Берегите дороги». Так и хочется добавить «..., мать вашу!». Почти у самого Ферапонтово обращаю внимание жены на обочину. Там стоит лось... неживой, конечно, но она порядком пугается :)

0711/09.43 Проезжаем отворот на Кириллов. До Ферапонтово рукой подать. Сворачиваем по первому указателю. Деревня, через озеро на другом берегу открывается обалденный вид на Ферапонтов монастырь. Даже не хочется признавать, что поторопились свернуть с дороги. Что ж, второй указатель на Ферапонтово приводит нас почти к самому входу в монастырь. На стоянке пара машин с московскими номерами.

Войдя, мы узнали прайс-лист:

Фрески Дионисия – 100 рублей с носа,

Остальные экспозиции музея – 35.

Фотосъемка – 50.

Нехило для глубинки-то! В Троице-Сергиевой лавре я ещё могу понять такие расценки, туристов пруд пруди, но тут? Это притом, что фрески Дионисия вам за эти деньги только покажут. Да-да, никаких подробных экскурсий! И фотографировать их, безусловно нельзя! 50 рублей вы отдали за фото в остальной части музея! Фрески открыты для посетителей только летом с 9.30 до 20.00. Но за такие деньги в такую даль... или если уж в такую даль, то народ любые кровные готов выложить, чтоб не впустую...? Впрочем, все равно в фотоаппарате стала стремительно садиться батарейка – а она у нас не простая пальчиковая. Назревала проблема. Как будем снимать оставшиеся 8 плёнок? Время 11.00. Решено съездить в Кириллов в надежде купить новую. Неровный асфальт. Быстрее 120 ехать не позволяет подвеска. Машину раскачивает и в поворотах слегка заносит.

  

 

0741/11.09 Кириллов. Ну что сказать – в этом городе мы были, но только в туристической части. А остальная тоже ничего, есть магазинчики, автосервис, гостиница. Только город весь приземистый, 2-х этажный. 11.23 Батарейка куплена, ура!!! Едем дальше. Из путеводителя вычитали о церкви Ильи Пророка на Цыпином погосте 1775 г. Расспросив по мере возможности местных, отправились в лес пешком на поиски. По грунтовой дороге, отходящей от первой отворотки на Ферапонтово. Дорогой это можно назвать лишь условно, поэтому мы и пошли пешком. Примерно через километр нам встретился брошенный гусеничный трактор. Колея метровая, в ней лужи. Немного жутковато. Поднявшись на гору увидели небольшое поселение, а в нём людей. На вопросы что, да как и где, босоногий монах ответил мне, что пока их церковная братия «спит», погост у них из под носа-то и увели на «реставрацию», а точнее на восстановление. Фактически, по его словам получалось, что её просто строят заново, по возможности из старых брёвен. Махнул рукой, показывая направление. Да, за строительными лесами её и не разглядеть! Монах показал озеро, где есть отличная стоянка (заезд с другой стороны, скорей всего) и можно искупаться. «Только за собой уберите, а то каждый день, как ни приду, так нагадят!» Жара, солнышко припекает, искупаться охота, но нас поджимает время. Поблагодарив монаха и сфотографировав стройку возвращаемся к машине – 3 килОметра, однако. Про килОметры я позже расскажу. Но это далеко не те киломЕтры, которыми у нас тут принято мерить расстояния.

0780/12.30 Выезжаем из Ферапонтово в сторону Вытегры. Дорога – тряский асфальт, но качество неплохое. Продольные трамплины, один за другим. Ехать «тапка в пол» не получается. Машин практически нет. Красивые пейзажи на озере Иткольском.

0833/12.54 Отворот на Липин Бор. У поворота заправка. Машин нет. По карте 2003 года дорога проходит через него, а ведь «новую» построили тут совсем давно. Во всяком случае, состояние асфальта говорит за то, что никак не меньше 5 лет назад. Но тряслись недолго. Через 15 километров выехали прямо-таки на новенький автобан. Стали появляться пейзажи, отдаленно напоминающие Карельские. Чувствуется приближение к «земле обетованной». Указатель напоминает, что всего-то 220 км от Вологды.

0938/13.52 Отворот на Анненский мост. Туда уходит сносный грейдер. Решаем съездить, посмотреть что же это такое. По дороге нагнали лесовоз, который даже без намека уступил нам сразу же дорогу. Отблагодарил аварийкой.

0945/14.03 Анненский мост. Живая, настоящая русская деревня. Сами по себе гуляют люди и коровы. Бешеные собаки, не видевшие машин ни разу! Одна из них проскочила под колесами... и побежала дальше... Сам мост оказался весьма современным техническим сооружением. Посмотрели как он отъезжает в сторону при разводе. Однозначно, кусок грейдера в 14 км не стоит этого...

0988/14.55 Девятины. Деревянная пятиглавая... стоп, какая же она 5-ти главая? На ней только 3 остались... но и так очень красиво! А вот присмотревшись понимаешь, что она уже совсем на ладан дышит, того и гляди, скоро ничего не останется. Много железных опор под куполами, латают их местами. Правда, там в ней признаки жизни видны. Стучать не стали, сфотографировали и поехали дальше. В Озерках – очередной незабываемый пейзаж. Проезжаем Белоусово, 2-х этажная застройка, автосервис, жизнь кипит!

 

1011/15.15 Вытегра. Пошли на рынок прогуляться, подкупили шмоток. Но они необходимы – панамы, например. Без них отправляться на прогулку в местный лес – чревато нападением комаров, мошки, клещей и оводов. Вам уже страшно? А мне – ни капельки! Занялись поиском заправки – нашлась на въезде со стороны Питера. Лукойл, 95-й по 15.40 33,6 л. Фото на память с Волго-Балта: шлюз, который мы уже дважды проплывали. А теперь мы его дважды проехали! :) По дороге увидели белый, очень красивый храм.

1022/16.00 Выехали из Вытегры. Асфальт кончается, хороший грейдер, 300 м – и опять асфальт. И так поочередно. Грунтовые воды совсем рядом, поэтому асфальт местами скорей всего просто смывает во время половодья. Но через короткое время выскакиваем на новую трассу. Идеальный асфальт.

1055/16.26 Отворот на Андомский погост. Визг резины в повороте, чуть не проскочили. В километре от новой трассы деревня, через неё проходит старая дорога, грейдер. Поплутали по деревне в поисках погоста. Чтобы к нему попасть, надо на въезде повернуть на грейдер направо и ехать до кладбища. Там среди леса стоит церковь. Недавно отреставрирована. Её вполне можно проскочить, не заметив, хоть она и рядом с дорогой. Выезжаем на трассу, но сразу за р.Андома начинается опять грейдер. Грейдеры сухие, песчаные, пыль от встречных и особенно попутных мешает обгонам. Хорошо, машин мало и явление это (обгон) здесь нечастое :)

 

1078 Саминский погост. Красота. Опять встречаем москвичей. Явно едут на отдых в Карелию. Взмах рукой скорее извиняясь, мне приходится их обойти, а им – дышать пылью. Но ещё километр – и начинается асфальт. Снова идеально ровный. По обочинам растут фиолетовые цветы, а яркая разметка лишь усиливает эффект перспективы. Останавливаемся, чтобы сфотографировать. Интересно, почему все-таки строительство идёт кусками, не последовательно?

1094/17.03 Республика Карелия. Здесь транспарант не такой помпезный, как в Берёзово. Мы в Карелии второй раз, поэтому традиций не соблюдаем :) Просто едем дальше. Цветы на обочинах дороги исчезли, асфальт стал похуже. Стоило задуматься, что дорога абсолютно пустая – и вот, навстречу пронеслась кучка бешеных фур :)

1120/17.17 Нигижма. Тут следует отдельный рассказ о походе на Бесов мыс. Ещё до поездки меня терзали сомнения о том, что у нас это получится. Предстояло от деревни Каршева пройти пешком 12 киломЕтров. Я так думал, пока не поговорил с местными. Они заметили, что не 12, а 17 килОметров... но желание увидеть Онежские петроглифы (это древние наскальные рисунки) брало вверх над здравым рассудком и мы отправились в путь. Надо заметить, что мы по возможности углубились в лес на машине по единственной колее. Навстречу нам попалась Шевроле-Нива с питерскими номерами, вымазанная в грязи. Узнав, что держим верное направление, я спросил: «ну и как, далеко до мыса ещё осталось?». «Не знаем, нам здоровья не хватило» - ответ, повергший меня в размышления. Ладно, поехали, на месте разберемся, решил я, и мы углубились дальше. Пропиленные стволы деревьев по обочинам наводили меня на мысль, что люди здесь собирались проехать всерьёз. Наконец, вот она и лужа. А дальше, друг-попутчик колея... Закрыли машину, оставили, и пошли пешком. По-видимому в одной из луж и сидела эта Нива. Дальше свежих следов колес не было. Прошли мостик, с виду крепкий. Пройдя ещё пару километров, мы решили «срезать по лесной тропинке, поближе к воде». Это было стратегической ошибкой. Да, идти надо вдоль реки. И там идёт, петляя, колея, по которой когда-то ездили. А вот сворачивать в лес с неё – ни-ни! В лесу спустя километр спугнули глухаря, а ещё через километр тропа вышла к воде и оборвалась... Возвращаясь с неё обратно, и испугав глухаря повторно, мы пришли к выводу, что поиски нужно прекратить и вернуться к машине, пока не поздно. Хоть тут и белые ночи, но лес реально очень глухой и тёмный, а у нас с собой никакого оружия, даже топора не было. Было обидно вот так самим принимать здравое, но верное решение. К Бесову мысу мы ещё надеемся вернуться. А тогда появилась мысль съездить в рыбацкий поселок Шальский, что на берегу Онеги. Возможно, нас кто-нибудь на моторке отвезёт? В 19.15 выезжаем из Каршева, едем в сторону Шальского (грейдер, килОметров 20), гуляем по поселку, расспрашиваем местных, так и не находим желающих подзаработать на туристах. Хотя, по рассказам, такие случаи бывали, рыбаки иногда возят туристов. Но это всё индивидуально, и недёшево – рыбалку пропускать невыгодно. Сфотографировав местные скальные обнажения и великолепную панораму залива, едем обратно. Прямой дороги на Пудож нет, мост закрыт на ремонт. Возвращаемся в Нигижму и оттуда в Пудож.

 

1218/21.00 Въехали в Пудож. Машина ДПС. Кто бы мне тогда сказал, что за следующую тысячу километров мне не попадётся ни одного гайца! АЗС закрыта на замок. После Плесково километра 2 – грейдер, достаточно противный. Но 90 по нему ехали. С Кривцев начинается асфальт.

1308/21.55 Въезжаем в Архангельскую область. И сразу начинается грейдер, прямо от указателя. С другой стороны дороги – табличка «Кенозерский национальный парк». Начинается типичный карельский грейдер – серпантин. Качество среднее, бывают и стрёмные места. Стоит повыбирать, где поровнее. 70-80 ехать можно. Отворот на Морщихинскую, 7 км. Едем, доезжаем до берега Лекшмозера, пока жена любуется пейзажем на берегу, я отправляюсь на поиски ночлега. Безрезультатно, ибо в субботу поздно вечером никого из администрации не найти. Искать жилье наудачу не стали, решили доехать до Каргополя. Вскоре начался асфальт, ровный, без разметки, знаков тоже нет. Дорога очень извилистая. Вдруг она ухудшается, но появляются знаки «строительные работы». Доезжаем до Гавриловской. Погост «Лядины». Со временем привыкаешь, что названия из путеводителей напрочь не соответствуют названиям на карте. Но вот зачем, и кому здесь это могло понадобиться – непонятно! Ансамбль деревянного зодчества в лучах заходящего солнца. Фотографируем силуэт, великолепно! Едем дальше, наступают сумерки, асфальт чередуется с бетонными плитами. Берегитесь чаек! Сидят прямо на дороге и улетать не собираются. Несколько сбитых лежат на дороге. Интересно, каким ветром их сюда занесло, да ещё и в таких количествах?

1400/11.03 Каргополь. Поиски гостиницы.

1403/11.30 Гостиница Каргополочка. Сначала на вопрос о местах мы услышали категорический ответ «нет!». Тогда я вернулся, чтобы узнать, как доехать до другой гостиницы. И тут девушку за стойкой прямо-таки осенило: «Так вам в гостинице место надо!? Так бы и сказали. Это в ресторане мест нет. А номера у нас есть любые, и 2-х местные, и с удобствами, и ужин мы вам принесем в номер». Ну вот, 960 рублей за номер с удобствами и 323 рубля за очень плотный ужин на двоих с брусничной настойкой :) Завалились спать.

 

26.06.2005, 3-й день пути

 

1403/10.30

  

Едем по Каргополю, просыпаемся :) Город совсем опустел, виной тому, возможно, воскресное утро. Машин в нём тоже нет, отчего он больше смахивает на большую деревню. Рассматриваем купола церквей, периодически фотографируя. Архитектура у некоторых совсем не такая, как в центральных регионах. Практически ничего не отреставрировано, краска местами облетела, штукатурка тоже. Небо начинает затягивать серыми тучами, периодически накрапывает дождик. Надо сказать, что погода в целом за поездку нам очень благоприятствовала, но в Архангельской области она была довольно неустойчивой. Порой довольно быстро собирался дождик, но так же быстро небо очищалось от туч, и минут через 15 уже опять ярко светило солнце на фоне голубого неба. Приноровившись к таким перепадам, мы ехали по маршруту, когда собирались тучи и смотрели достопримечательности, когда светило солнце :) Заправились на Роснефти (по словам местных, там бензин лучше, чем на Славнефти, да и машин побольше). Находится на выезде из города в северной его части. Есть 95-й по 15.80, 30,2 л до полного бака. Отправились на поиски Большой Шалги в сторону Няндомы. Не делайте этой ошибки! Да, в путеводителях информация об этой деревне есть. Но деревня уже давно нежилая. В поисках мы свернули на лесовозную дорогу (плиты, порой торчала арматура) и забрались по ней аж в Волошку! Понтонный мост через местную речку поразил жену до глубины души.

1480/12.22 Волошка. Пустая деревня, брошенные дома. Но в одном из них жизнь ещё теплится! В огороде мужик окучивает картошку. Расспрашиваю его про Большую Шалгу. Объясняет, как проехать, но при этом говорит, что раньше там указатель стоял, но он давно там не бывал, уже 2 года! Для справки, кроме Каргополя, других крупных населенных пунктов в радиусе 50 км попросту нет! Выходит, он тут живет отшельником на подсобном хозяйстве... А вокруг такая глухомань, тайга на многие километры... Мурашки по коже, вскакиваю в машину, возвращаемся на трассу. Расспросив тракториста в другой деревне, окончательно узнаем, где должен быть отворот на Шалгу. Знака, как и предполагалось, нет. Дорога, поначалу проезжая, через километр упирается в лужу с колеёй таких размеров, что мы в итоге решаем отказаться от поисков. Возвращаемся в Каргополь, дозаправляемся ещё на 7 литров (нам предстоит долгий путь без заправок), решаем съездить попытать счастья в другую сторону, поискать Красную Лягу. Это тоже заброшеная деревня, но найти её оказалось значительно легче. Если ехать из Каргополя, то надо просто свернуть в Ватамановской направо, по указателю на Кучепалду (12 км). Ехать от Ватамановской по грунтовке километров 5-6. Ровная, хорошая дорога. А вот мелкие лужи на ней коварные, видимо, из-за рыхлого грунта, колесо так и норовит забуксовать.

1576/13.55 Красная Ляга. От деревни не осталось и следа, посреди поля одиноко возвышается шатровая Сретено-Михайловская церковь 1655 г. На ней проржавевшая табличка: «охраняется государством, памятник архитектуры...». Мда, хорошо хоть, громоотвод есть, видимо это её и спасло до сих пор. А ведь горят в этих местах древние церкви, каждый год в дым превращаются живые памятники истории. Виной тому чаще всего грозы, поэтому хоть и смотрятся в музеях эти «экспонаты» оторванными от жизни, но у них хоть побольше вероятность сохранить их для потомков. На дверях у этого – замок, в нижней части двери проломана дыра. Пролезли внутрь, увидели пустой иконостас, который, тем не менее, неплохо сохранился. Однако повсюду птичий помёт, внутри летают вОроны. От завывающего ветра поскрипывают доски... Сколько этому ещё осталось жить? Снаружи солнечный свет бьет в глаза, по кустам вокруг угадывается, где раньше стояли деревенские дома и протекала речка. Красивое место, даже уезжать не хотелось...

   

Нам очень хотелось побывать на Кенозере, заехав по дороге в Ошевенск (или Ошевенское, на картах обозначен(о), как Погост, Ширяиха), поэтому вернувшись в Каргополь, поехали по указателю на Плесецк. Как потом оказалось, ехать в Ошевенск лучше другой дорогой, не через трассу Каргополь-Плесецк, а напрямую. Но тогда мы этого не знали. Заехали в Саунино (отворот по указателю, 1.4 км, асфальт), и не зря! Красивейшая церковь Иоанна Златоуста 1665 г. с колокольней 18 века стоят почти на берегу пруда. Вернулись на трассу и очень скоро (после Шушерина) начался грейдер. Очень хороший, надо сказать, грейдер. Единственный недостаток, пожалуй, что пыли много. Ехали по нему 90, не напрягаясь. В деревнях тут принято класть асфальт. Лучше бы наоборот поступали, ей богу! После ...дцати килОметров грейдера на ровной и твердой поверхности так хочется утопить тапку в пол! И это при полном отсутствии гаишников... Но всё-таки, этого здесь делать не стоит! В деревне и курица может выбежать на дорогу, и пацан какой. А то и вовсе корова :) Попадаются и заброшенные деревни, покосившиеся брусы там стоят с заколоченными наглухо окнами, а то и просто с зияющими дырами вместо рам.

1666/15.27

  

В Шелоховской (оно же Архангело, перед мостом через Онегу съезд налево) стоят рядом 2 церкви, ничего особого, на мой взгляд, не представляющие, деревянные, верх сделан из металла (реставрация такая?). Тут важно другое: из этого села есть дорога на Ошевенск (через Озерко). Дорога грунтовая, но в период дождей по ней ездить не рекомендуется! (см. выше) Мостик через речку Шолтому заставил меня вылезти из руля и проверить его прочность. Рядом стоит и вовсе древний мостик, уже совсем заросший травой и деревьями :) Едем дальше, дорога то твёрдый грунт, то глина. Как всегда, в самом глухом месте, когда с дороги взлетел то ли глухарь, то ли тетерев, появились лужи. Мда, здесь бы я поставил качеству дороги твёрдую «двойку». Размер луж и «настил» дна заставили меня усомниться в проходимости. Однако нас бодро нагоняла... «Ока» (!) с местными номерами. Подождав её у очередной лужи, мы имели возможность познакомиться с забавной парой молодых людей. Они оказались такими же москвичами, как и мы. Тот, что постарше, был совсем непростым :) Бодро пройдя вдоль лужи и осмотрев её, он сказал: «с ходу, посередине, колесом вон по тем камушкам». И действительно, «Ока», нырнув по пояс, проскочила лужу. Последовав за ними, мы таким же образом преодолели ещё пару водных преград. Доехали до Ошевенска, старший посоветовал нам примкнуть к ним в изучении окрестностей, в отношении которых успел проявить недюжинные познания. Мы приняли предложение и не пожалели: он провел нас народной тропой (от моста через Чурьегу) к камню, на котором «оставил свой след преодобный Александр Ошевенский». Углубление и правда, наличествует, а вот на снимке никакого ореола вокруг, вопреки ожиданиям верующих, не появилось.

  

С другой стороны дороги, уходящей на Каргополь – развалины Александро-Ошевенского монастыря (основан в 1453 г.). Монастырь окружен невысокими стенами с башнями по углам, внутри – поклонный крест, могила, и единственный храм – Успенский собор 1707 г. Полная разруха и разорение. Но не только ради этих развалин мы проделали такой путь – ансамбль деревянного зодчества в д. Погост – Богоявленская церковь 1787 г. и отдельно стоящая колокольня. Обошли вокруг – с северной стороны стены как будто покрашены белилами – то ли от растущих лишайников, то ли от недостатка солнца. «Ока» уехала напрямую в Каргополь, а мы продолжили свой путь до Кенозера. А для этого предстояло вернуться через те же лужи на трассу. Проскочили! А вот стадо коров, переходящее дорогу, нас немного задержало.

  

1714/17.45 Пересекли Онегу, едем по трассе. Опять грейдер. «Еду-я-по-выбоинам-из-выбоин-не-выеду!»

1738/18.05 Конево. Есть безымянная заправка от 76 до 92. Отворот на Вершинино. Неплохой грейдер, но бывают и неожиданности, в целом, качество на 4. После Антушевской – паромная переправа. Впоследствии оказалось, что даже две, одной пользуются, в основном, лесовозы... ну и мы, по незнанию. Чуть более тормозная, да и съезды похуже, работает с 6.00 до 21.00,  обед с 12 до 13, ужин с 18 до 19. Но паромщик сказал, что расписание – херня, возят круглые сутки, при наличии машин :) Стоимость 50 рублей. В деревне Ивановское – мост и каменная церковь на другом берегу реки, красивый вид... Грейдер ухудшился, начался серпантин, чувствуется приближение к Кенозеру...

 

1814/19.48 Вершинино. Нашли сторожа, он помог найти администратора, которая и разместила нас на ночлег в избу на берегу, оборудованную специально для туристов. Свежая вода в ведре, тазу, чистая печь (даже топить не захотелось), посуда, стол, стулья и штук 15 кроватей :) Но к нам никого не подселили, а наутро сказали явиться в администрацию, где нам и выпишут разрешение. Да-да, для посещения кенозерского национального парка необходимо получить разрешение, даже если ночуешь «дикарем»! Останавливаться можно только на специально оборудованных местах. Заповедник, одним словом. Мы попали не в разгар сезона, он тут начнётся чуть позже, когда вода согреется, а в лесу появятся грибы и ягоды. Но всего не предусмотришь! Приготовили себе еду из запасов – погуляли, посидели немного на берегу... поднимался ветер, холодало...

 

 

27.06.2005, 4-й день пути

 

Утром встали пораньше, поскольку хотели успеть покататься на лодке по озеру, а к вечеру и вовсе добраться до Онеги. На этот раз до 3-й :) А где же были первые две? Первая – Онежское озеро, его тоже зовут в народе «Онега». Вторая – речка, которую мы вчера пересекали, и вдоль которой нам предстоит ещё долгий путь! А третья – это город, морской порт на берегу Белого моря.

 

В администрации нас «посчитали»: за ночёвку по 250 с человека, катер – 650 рублей в час, экскурсия – 110 рублей в час. К слову, просто стоянка «дикарём» - 50 рублей с человека в сутки. Мы взяли катер на 2 часа с экскурсией, и в итоге оставили чуть более двух тысяч рублей. Любят тут туристов, ой как «любят»! Нет, конечно, на компанию в 10 человек все эти услуги окажутся более чем приемлемыми, но увы, не сезон... Экскурсовод отправилась искать капитана катера, который, попробовав его завести, отправился, в свою очередь, на поиски аккумулятора. Но в итоге отплыли... Катер идет быстро, брызги воды долетают до кормы... Ветра практически нет, лишь волны от катера нарушают водную гладь... Отвезли нас в деревню Зихнова, что на другом берегу озера. Там нам показали небольшую церковь с колокольней. Мы поднимались наверх, а вот звонить в колокол не стали – не принято у них тут беспокоить местных жителей, это даже в правилах записано. Ещё была водяная мельница и реликтовая сосна, возрастом 250 лет. А вот поклонный крест у неё недавно заменили новым, поменьше и попроще, оригинал – в здании администрации. Вообще, как мы выяснили у экскурсовода, катер имеет смысл арендовать на 4 часа, чтобы побывать на Порженском погосте. Но туда экскурсия подлиннее, пешком ещё 6 км идти ;), а у нас столько времени и средств не было, поэтому вернувшись из «круиза» мы поехали в Филипповскую...

  

1817/11.15 Выехали из Вершинино. В Филипповском церковь оказалась в лесах, на реставрации, а чуть далее – кладбище с деревянной оградой и часовней, утопающие в зелени леса. По дороге сфотографировали ещё одну реликтовую сосну, которой уже 400 лет... Вот он, живой памятник, постарше иных рукотворных будет! А какая сохранность! Только вот ленточки, платочки, пакетики на кустах вокруг... ну когда уже это туристическое безумие кончится?!! Возвращаемся на трассу... хватит ли бензина? Да что там до Плесецка, до Конева с его убогой заправкой дотянуть бы! Расходы на грейдере (и особенно серпантине) побольше будут, чем на обычном асфальтовом шоссе. Стараюсь ехать в экономичном режиме... Вот и паром (другой), обратная переправа идёт быстрее, но за те же 50 рублей...

 

1917/13.29 Вернулись на трассу, заправка, 92-й по 14.50, 20 л – до Плесецка, оказывается, и 7-ми литров хватило бы :) В Конево асфальт, часовня у дороги имеет простой адрес: дом № 116... а что за год и как называется – для них, видимо, это не так важно :) От Конево до Плесецка ходит рейсовый автобус. Для нас это значит – проедем! В д. Карельская – обрушившаяся церковь, в Костино – часовня из нового бруса, но главка намного старше. Впрочем, так поступают и в музеях. В прошлом году те, кто побывал в музее деревянного зодчества в Суздале – могли в этом воочию убедиться! А потом поставят табличку, мол, 17-й век, из деревни такой-то... но хочется верить, что все именно так раньше и выглядело. Пускай даже бревна и меняли по нескольку раз! После Щелгачево идет строительство дороги, есть машины и техника.

1963/14.05 Бодухино. Начинается ровный (!!!) асфальт.

2018 Вьехали в Плесецк, перед ним заправились на Роснефти 92-м по 14.50 до упора. Хмм, вошло всего 18 литров. Жена догадалась переключить сотовый на гостевую сеть (RusMegafon по-моему) и у нас появилась долгожданная связь! Нашли книжный, купили карту архангельской области! Масштаб – от 2 до 5 км на 1 см, состояние на 2003 год. Это было то, о чём можно было только мечтать! Состояние дорог на карте соответствовало действительности. Обрадовавшись, закупили в палатке воды, булочек в дорогу и сразу же поехали в сторону Архангельска.

2063/15.47 Савинский. Заправка опять только до 92-го, но нам не надо. Узнал у одного из водителей (оказался из Онеги), что отворот на Онегу чуть дальше от Плесецка по трассе, ещё километров 7, а в Савинский сворачивать не надо. На трассе указатель, свернули на грейдер. А как иначе? До Онеги других дорог нет! Километров 160-170 грейдера, а уж потом только асфальт... Но он оказался хорошим, грейдер (машина) явно ходил недавно :) Ещё не доезжая до Ярнемы (55 км) встретили первую встречную машину :) – нам сказали, что дорога нормальная, часа через 3 доедете. Настроение у нас сразу улучшилось, к тому же ещё через полчасика встретили фуру, а на ней табличка с именем водителя. Привет, Алексей! Тут, видимо, принято приветствовать рукой встречных :) такая уж тут «плотность населения». Хотя для этого региона термин «плотность» явно не подходящий...

 

2134/17.05 Ярнема. «До Турчасова всего килОметров 20», говорят местные. «Да, ещё в Пиялу заедьте обязательно!». Ударение на первый слог, чУдно тут у них все. Они и Онегу с Пинегой так же зовут. На Турчасово есть обозначенный поворот. Это важно, поскольку ни на одной карте оно не обозначено. Погост на другом берегу реки, виден заранее, издалека. Пропустить никак нельзя!

2158/17.40 Турчасово. Безуспешные поиски лодки. А вообще, тут даже переправа работает, когда подходит автобус. Но сфотографировать деревянную Преображенскую церковь 18 века можно и с этого берега, если фотоаппарат с хорошим зумом :) Едем дальше... Встречная машина, камни из под колёс, ну вот, ещё одна трещина на стекле... невелика потеря, у меня их штук сэмь-восэм :) После отворота на Ковкулу дорога ухудшается. Ещё одна машина, как много их тут :)

 

2199/18.35 Отворот на Пиялу. Указатель немного зарос кустами, но всё равно видно. Погост просто сказочный. И сохранился хорошо – шатровая Вознесенская церковь 1654 г! Внутрь не полезли, походили вокруг колокольни, почитали надписи, есть и 41 года, и 45, с номерами дивизий. Она стоит на самом берегу, того и гляди рухнет с берега в воду, ограда и насыпь немного спасают положение.

2219/19.20 Поворот на Сырью. После поворота – глубокие лужи, но после дороги на Ошевенск они нас не останавливают. Опустевшая деревня, подвыпившая тетка, клянчащая денег и предлагающая молоко... Но нас интересуют остатки Сырьинского монастыря – часовня и церковь с колокольней. В церкви полная разруха, а в часовне попы начинают делать ремонт. С колокольни открывается умопомрачительный вид – панорама окрестностей километров на 30... На фото видно, что купол церкви сильно наклонен по отношению к горизонту, и вся церковь того и гляди обвалится, но в тот момент на такие мелочи просто не обращаешь внимания...

 

 

2238/19.40 Верховье. Проезжаем речку Мудьюга через мост, отворот, лужи... У моста решили оставить машину и прогуляться. Довольно необычная церковь, отдает готикой. Но приглядевшись понимаешь, что у колокольни просто не хватает половины досок...

 

2251/20.05 В Глазанихе начинается асфальт и... сразу же заканчивается. Неужто это только показуха для проезжающих на переезде поездов?

2264/20.16 Асфальт. Наконец-то до самой Онеги.

2293/20.40 Подпорожье. Великолепный храм виден на другом берегу Онеги – многоглавая крещатая деревянная Владимирская церковь 1754 г.

2307/20.50 Онега. Ура, мы сделали это, мы добрались до Белого моря! «Все самое сложное позади!»... думал я тогда по наивности :) Гостиница «Юбилейная», правда, нашлась легко, номер на двоих за 960 рублей с удобствами. Мыло «не положено», но нам дали :) В удобства даже входил (о чудо!) – электрический чайник! На стоянке (какая охрана, куда ты её отсюда угонишь???) мы выделяемся - машина полностью покрыта белым налётом пыли. Местные ребята, подивившись нашим номерам, подошли и поинтересовались, а из какого же я региона, из Москвы или из Питера? Ответив, я узнал, что один из них проспорил на этом бутылку пива :)

 

28.06.2005, 5-й день пути

 

2318/10.00 Надежды уехать на Кий-остров рухнули. В администрации дома отдыха «Кийский» нам сказали, что мест на сегодня на катер нет, они ожидают группу туристов из Архангельска, и вообще, лучше звонить заранее. Поиски истины на причале никаких плодов не принесли, там нам сказали, что «ходят по высокой воде, а сейчас отлив». Ждать у моря прилива часов 5-6 с неизвестным результатом нам совсем не хотелось, поэтому мы решили взять курс на Архангельск. Заправились при выезде из города на заправке «Октан» 92-м по 14.50, 22 л. Обалдеть можно, заправщик! А это, никак, проверка ходит по территории ;) В Онеге коровы тоже ходят по городу, только они какие-то грязные...

 

2330/10.26 Выехали из Онеги. Название «Хайнозерская технологическая лесовозная дорога» говорит само за себя. По берегу через Кянду не проехать, как нам объяснили местные. А другого пути нет. На дороге заправка Роснефть, бензин есть и 95-й. Сначала асфальт с ямами и дырами...

2338 Грейдер с развилкой: Маложма 25, Кянда 40. Висит кирпич, под него не поехали ;) Грейдер сносный... на троечку... ехать надо быстрее, меньше ям ощущается. Но внимательнее, ямы бывают и по метру, а бывают и бугры с камнями. Тормозить надо иногда, как бы ни было противно на этой стиральной доске! Рядом идут плиты. Они ещё хуже, даже все лесовозы навстречу идут по нашей полосе. Начинается кошмар...

2392/11.27 Слияние с береговой дорогой, на Северодвинск направо. Короткая передышка, автобус (Пазик, они вообще популярны в этих краях), везущий многострадальных (туристов?) в Онегу остановился и начал расспрашивать у меня дорогу. Узнав, по какой из двух я приехал, он округлил глаза, посмотрел ещё раз на мою машину, вздохнул и... поехал по ней же! Дальше дорога стала чуть лучше, но это впечатление обманчиво... по обочинам валяются шины от Камазов, вот и у меня появился какой-то звук! Останавливаюсь, осматриваю колеса. У одного из боковины (!) торчит металлический прут, размером с хороший гвоздь. Насквозь прошёл, однако! Колесо, тем не мнее, не спустило. Наудачу выдёргиваю прут и... всё прекрасно, можно ехать дальше, пруток прорезал покрышку, но не задел внутреннюю полость! Хотя выглядело это... мда, жаль не сфотографировал!

2460 Кусочек асфальта, дети играют в футбол, вокруг тайга... :) Можно подумать, что галлюцинация... опять грейдер...

2476/12.39 «Объездная» Северодвинска, указатель Архангельск – налево! Начался асфальт.

2491/12.52 Северодвинск. Цивилизация. Крупные заправки, 95-й бензин, автосервисы, шиномонтажи, магазины, из которых я лично выделил бы фирменный «Алвиз» :) Выбор алкогольной продукции местного ликероводочного завода поражает воображение... из всего мы предпочитали вечером по бутылочке клюквенной или брусничной настойки, морошка тоже очень хороша! Я же сказал, вечером! После Северодвинска в Рикасихе пост ДПС! Знаки «обгон запрещён», и так на 6 километров! Асфальт плохой, но дорогу вроде делают...

2536/13.55 Вьезд в Архангельск. Проехали по городу, по Ленинградскому проспекту поехали в сторону Малых Карел. По имевшейся у меня информации, там должен быть неплохой туркомплекс, не говоря уж о музее! По дороге в населёнке засада гайцев, но нас предупредили :)

2562 Малые Карелы, размещаемся в гостинице! Супер сервис! Нам сделали скидку в 600 рублей за то, что ночью с 10 вечера до 8 утра у них не будет электричества (а значит, воды и прочих удобств). В итоге 2-х местный, огромный номер с телевизором, баром, феном, и вообще, европейского уровня отделкой обошелся нам за... 1000 рублей. При этом – 2 завтрака включено в стоимость (по 150 рублей), бесплатная охраняемая парковка для машины, в холле газеты, журналы, куча новых полотенец в номере, мыло, шампунь. Когда нам на второй день всё это ещё и поменяли – сомнений не было, остаёмся ещё на день, пусть даже за полную стоимость! Тем более, при этом можно не спеша сходить в музей (через дорогу перейти), и возможно, удастся съездить в Пинежский заповедник. Вечером смотрели телевизор, а когда отключили свет, изучал карту и путеводитель (ночи-то белые, света и не нужно вовсе!) – поездка в пещеры обещала быть интересной, но и не простой. Ужин в ресторане (очень по скромному) обошелся в 500 рублей на двоих. Сервис, конечно, на высоте, официанты вышколены, но и цены – столичного уровня. Впрочем, на стоянке были такие сверкающие джипы местных «авторитетов» - что наша скромная, вымазанная в грязи 99-я смотрелась немного «не в кассу». Зато регион – 99-й :)

 

 

29.06.2005, 6-й день пути

 

Утром проснулись поздно... музей деревянного зодчества открыт с 10.00, выходной (вторник) был вчера. Не спеша позавтракав (очень сытно и вкусно), пошли на экскурсию.

Входная плата – 30 рублей,

карта-схема – 20 рублей,

съемка цифровым фотоаппаратом – 30 рублей.

   

 

  

 

А у нас – пленочный! :) Прогулка по гатям поднимает настроение и тонус! В музее отсняли около 2-х пленок. Вернулись в номер и решили съездить в Пинегу.

2562/12.40 Выезжаем из гостиницы. Дорога поначалу идет вдоль Северной Двины. В Хорьково две церкви: деревянная и каменная. Так себе, уже поднадоело ;) (это после музея). Сфотографировали, правда, на память. По пути встречается АЗС, бензин до 92.

2597 Раздолбаный вдрызг асфальт в районе д. Бутырская. Это даже не асфальт, «2 с минусом», не выше! Бугры и ямы, высотой и глубиной до полуметра! Такие не со всяким клиренсом проедешь! Разгоняться опасно, появляются они довольно неожиданно. Ехать приходится по всей ширине дороги, даже по обочинам... вскоре начинается грейдер, качество «на четверку».

2624 Перед Луковецким есть кусок асфальта.

2652 После Белогорского – грейдер. В деревнях, правда, куски асфальта встречаются, но местами разбитые. С дороги открываются замечательные панормы на обмелевшее русло Пинеги. Река эта в основном питается талыми водами и дождями, которых во время нашей поездки было немного :) После закрытого поворота посреди дороги налетаем на горы песка и щебня. Не успел даже толком затормозить! А вот и грейдер едет :) Знаки «ремонт дороги» тут не ставят – и так видно, скоростью движения не надо злоупотреблять! Постепенно дорога превращается в серпантин, грунт становится мягче, приближаемся к пещерам! В Пинежском районе известны 3 пещеры: Кулогорская, она же Шаньгинская, в 5 км от поселка Пинега под деревней Кулогоры, Конституционная, неподалеку от Красной горки, и, наконец, самая известная и посещаемая – «Голубинский провал». Решаем начать с самой дальней, Кулогорской.

2749 Заправка уже перед самым поселком. 92-й, заливаем 25 литров по 14.40.

2751/15.30 Пинега. На перекрестке гайцы, но к нам интереса не проявили, даже удивительно. Может, просто номера наши не заметили под слоем пыли? ;) Проехали насквозь по центральной улице. Дальше снова грейдер, ремонт моста. Перед знаком Кулогора налево в поле уходит заросшая травой дорога к пещерам. Оставляем машину у обочины, идем пешком вдоль скал. Красота! Высокая береза растёт прямо из расщелины в камнях. Метров через 300 первый вход, из него дует холодный, прямо ледяной ветер. Вход очень низкий, туда нужно вползать. Нам становится стрёмно, поскольку из снаряжения у нас – только фонарь. А если поскользнуться и провалиться куда – никто и не найдёт! Да и камни тут, похоже, падают регулярно. Даже местные, как мы потом узнали, побаиваются сюда ходить. Ограничиваемся осмотром входа, идем дальше. Следующий вход – К2. Надпись синей краской на скале. Тут попросторнее, но далеко вглубь идти тоже не решаемся – лаз очень узкий, свежие обвалы... Фотографии на память.

 

  

Да, надо заметить, что мы таки добрались до крайней точки нашего маршрута! Решая не рисковать тут попусту, начинам свой путь обратно домой. Разумеется, по дороге заезжаем сначала в Красную горку. Дорога, петляя, очень круто поднимается наверх, тут уклон уже не 12%, а побольше будет! Небольшая деревня расположена на вершине горы, откуда открывается прекрасный вид на многие десятки километров. Долина реки Пинега, Пинежский заповедник, красоты незабываемые! К нашему сожалению оказывается, что до входа в пещеру здесь надо идти через лес пешком километра 2, да и без компаса найти его нам будет трудновато (по словам местных). В самой деревне одиноко стоит полуразрушенный собор Красногородского монастыря 1726 г., на одном из деревенских домов надпись: «Дело Ленина будет жить вечно». Вот так оно и живет по сей день...

 

2790 База отдыха Голубино, в ней узнаём, как пройти к пещерам. Разумеется, мы сначала увлеклись и отъехали чуть дольше, чем нужно. Оставив машину на крохотной опушке леса, вышли по тропинке на край обрыва... нет, скорее даже пропасти! Большой каньон. Глубина метров 100-150, ширина каньона примерно такая же, внизу торчат макушки елей, он тянется, извиваясь между скал на километры... Вернулись. До пещер от дороги идти метров 500 по берегу реки. Дорога грязная, колея там не проезжая для нашей машины. Сворачиваем на тропинку, которая идет вглубь каньона. Стол со скамейками – знак, что мы на верном пути. Дальше начинаются деревянные лесенки, по которым мы проходим между огромных торчащих валунов. Повсюду поваленные деревья... и тут, вот она, воронка! Вход в пещеру – провал размером 10х10 метров, а глубина и того больше. К краю подходить опасно, камни скользкие! Вниз можно спуститься по лесенке, но она тоже немного скользкая. Тут не помешала бы веревка, а мы её не догадались взять. Фонарём тоже не стоит ограничиваться, лучше взять с собой ещё свечки для подсветки, без этого красивые фотографии в пещере будет сделать проблематично. Обязательно стоит надеть удобную, плотную и, желательно, непромокаемую обувь! Чем ниже спускаемся, тем холоднее становится, теплая одежда тут пригодится. Пропали комары и мошкара. Спустившись, не сразу понимаешь, что вокруг не только камни, но ещё и лёд! Огромная ледяная шапка нависает над головой, на ней множество сосулек. Местами капает вода, гулкое эхо делает звук более «глубоким», но ведь мы на самом деле уже под землей. Такого мы раньше не видели! Вглубь пещеры уходит лаз, длина которого около километра! Понимая, что без сопровождения мы на это не способны пойти, отсняли в гроте, пожалуй, целую плёнку, с некоторым сожалением поднялись наверх и решили пройти по тропинке чуть дальше, вглубь каньона. Там открылся бесподобный вид на окружающие скалы. Цвет камня – от белоснежного до красно-бурого, окрас, судя по всему, придают слои песка и глины. Жаль, что мы не профессиональные спелеологи и проделали столь долгий путь, не прихватив с собой даже элементарного снаряжения! А потому, уверены, многие красоты оказались не доступными нашему взору. Что ж, будет повод вернуться сюда как-нибудь ещё! Сейчас, спустя некоторое время после поездки, уже сложно решить, что же всё-таки было лучшее в этой поездке, 3 Онеги или 2 Пинеги? Но тогда впечатлений было, что называется, «через край»! Вот выдержка из путевых заметок: «Онега, конечно же, красива, но Пинега намного красивее...»

  

 

  

 

На обратном пути от Белогорского до Луковецкого пришлось резко затормозить: дорогу переходила утка, а за ней гуськом, вприпрыжку, топали крошечные утята :) Очень трогательное зрелище, прямо как в детских мультфильмах. В одной из деревень остановились полюбоваться пейзажем. На краю деревни небольшая развалившаяся церковь, уже почти без главки. Вернувшись в туркомплекс – сразу в душ, а потом в ресторан. После холода пещер горячий глинтвейн оказался очень кстати! На этот раз ограничиться «по-скромному» уже не получилось. Ну, за успех-то и тыщи не жалко! :)

 

30.06.2005, 7-й день пути

 

2963/09.56 Выехали, заправились в Архангельске на Славнефти 95-м, влезло 26 л по 15.80. Поколесили по городу, осматривая дома. Приглянулась лютеранская кирха, ныне малый зал филармонии. На набережной Двины возводится новый храм. Прогулялись по набережной, и – домой!

  

 

3005/11.26 Выехали на М8. Зелёный бор. Мигают, предупреждая, что впереди засада, дальше пост ДПС. Асфальт с качеством на 4.

3156/12.55 Отворот на Антониево-Сийский монастырь обозначен. Свернули, петляющая асфальтовая дорога привела нас через 9 км к монастырю. Он действующий, внутри – все закрыто, вход только с экскурсиями, фотографировать запрещено. Сняли панораму с берега озера и вернулись на трассу.

3210 Поплутав по Емецку, нашли отворот к местным достопримечательностям: перед мостом через реку поворот направо на Сельцы, затем отворот налево, по бетонным плитам выехали к понтонному мосту через реку. Деревянная церковь на другом берегу видна, решили не ехать, а прогуляться. Рядом с ней оказался разрушенный кирпичный собор и ещё одна, уже наполовину обрушившаяся, деревянная церковь. Построены они в 1722 и 1727 годах, сейчас находятся в плачевном состоянии...

  

Заехали мы и в Зачачье (отворот по грейдеру 2 км), где до сих пор ещё сохранилась деревянная церковь 1687 г. Церковь очень внушительных размеров, на стенах опять попадаются надписи разных лет. Рядом с ней стоит каменная, которую начали было восстанавливать, но, похоже, бросили. Далее, по пути на трассе заправились на Роснефти 95-м, 29 л по 15.80. Потом меня порадовала заправка Белворт (после деревни Муравьевская), где 95-й был по 14.80! Упустить халяву было никак нельзя, поэтому долил ещё 21 литр :) Асфальт здесь новый класть не принято, его латают из года в год, отчего он напоминает, скорее, жёсткий грейдер. Качество местами на «троечку».

3564/18.34 Проехав по Вельску, устремляемся дальше. В километре от города пост ДПС.

3597/18.52 Въехали в Вологодскую область. Над дорогой растяжки – «Добро пожаловать на родину Деда Мороза».

3829/20.44 Вологда. Пост закрыт, но на некотором расстоянии от него «дежурят». Не тратя времени на катания по городу, сразу поехали в ту же гостиницу, где был забронирован номер за 500 рублей. Нас там уже ждали. Удобства на блок из 3-х номеров, но в соседних 1-местых никого не было. Лишний раз убедились, что кушать там нельзя ни в кафе, ни в столовой. За 300 рублей нам дали нечто несъедобное под видом жаркого. Разумеется, выпивка в эту сумму не входила. Всю ночь в номере была невообразимая духота.

 

1.07.2005, 8-й день пути

 

Собственно, днем поездки это и считать не хочется. Просто доехали из Вологды до Москвы. С утра моросил дождик, а накануне вечером у меня очень «кстати» сломался рычаг переключения стеклоочистителей :) Ехать из-за этого было намного веселее. Колеса понемногу «травили», возможно из-за множества пройденных пыльных грейдеров. Приходилось периодически проверять и подкачивать.

3844/08.04 Выехали из гостиницы, завтракать, наученные опытом, не стали.

3855/08.16 Выехали из Вологды.

3935/08.58 Ярославская область. Заправились на Славнефти 95-м по 15.20, 36 литров.

4040/09.54 Ярославль. Заезжаем в Макдональдс, завтракаем на 185 рублей. Всё лучше, чем тошниловка в гостинице с непредсказуемым «эффектом».

4064/10.40 Проехали город насквозь. Последний рывок до дома!

4222/12.13 Граница Владимирской области.

4239/12.24 Московская область. Меня тормозят на КПМ и интересуются, часто ли я тут езжу? Понимая, что вопрос может быть с подвохом, честно отвечаю: «раз в году бывает!» :) Даже не проверив документы, отпускают.

4320/13.12 Москва, МКАД. Путешествие окончено. Строго говоря, в тот день я проехал ещё 150 км, но это уже совсем другая история... А сейчас можно подвести итог.

 

За 8 дней/7 ночей пройдено 4320 км, более 1000 из них по грейдеру, в среднем получилось 540 км в сутки. Машина «скушала» 334 литра горючего на сумму около 5100 рублей. Ещё сотню ушло на паромные переправы. Средний расход 7,73 л/100 км. Весьма неплохо для грейдеров и режима езды «тапка в пол» по большинству магистралей. В среднем, километр обходился примерно по «рупь двадцать».

Бюджет поездки:

Бензин и расходы на машину – 5500 рублей.

Гостиницы – 7000 рублей.

Экскурсии (включая аренду катера на Кенозере) – 2100 рублей.

Еда – 3500 рублей.

Прочие расходы (карты, панамки, батарейка, ручки и т.д.) – 1500 рублей.

Итого: 19600 рублей (или около 700$) на двоих.

К этому можно добавить затраты на подготовку к поездке (телефон, еда в дорогу) и печать фотографий – ещё около 150$.

 

Куча положительных эмоций, чуток экстрима и гора фотографий – таков сухой остаток от поездки. Всё-таки страна у нас просто необъятная и в ней столько всего интересного и необычного можно найти! Главное, разумеется, знать где искать! :) Личное ощущение от пережитого: «много чего мы не достигли и не успели посмотреть, но у нас всё-таки получилось вернуться без потерь!» А сейчас мы уже начинаем строить планы на будущие путешествия :)

 

При подготовке к поездке и при написании отчёта были использованы следующие материалы:

путеводители серии «Мир вокруг нас» по Золотому Кольцу, Вологодской и Архангельской областям;

журнал «Путь и Водитель» №28 ноябрь 2004;

http://www.karely.ru

http://www.golubino.nm.ru

http://globant.narod.ru/arhangelsk_main.html

http://www.olegu.narod.ru/otchet3.html

http://www.olegu.narod.ru/karsakov4.html

http://wwwboards.auto.ru/travel

 

P.S. А маршрут-то, судя по конфе, становится более популярным год от года и потихоньку «матереет», обрастает всё большими деталями!

 

Сайт управляется системой uCoz